МЕСТО Встречи изменить НЕЛЬЗЯ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » МЕСТО Встречи изменить НЕЛЬЗЯ » Домашние любимцы! » Домашние любимцы!


Домашние любимцы!

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Домашние любимцы!

0

2

Кошка

Происхождение

Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих. Это семейство объединяет как давно вымерших, так и ныне существующих представителей. Всего известно 37 видов кошачьих. Происхождение кошачьих имеет многовековую историю.

Около 30-35 млн. лет тому назад достигли большого разнообразия и широкого распространения древние хищники семейства вивиеровых. Некоторые из них послужили исходными формами современных видов диких и домашних кошачьих. Древним исходным и, видимо, главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать «дикую североафриканскую буланую» или «ливийскую кошку». Она еще известна как «степная», «нубийская», получившая это название от древнего государства Нубия, расположенного на территории нынешнего Судана. В диком состоянии эта кошка сохранилась до наших дней. Распространена по всей Африке и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. Обитает в пустынях с зарослями черного саксаула, в кустарниках возле водоемов, в предгорьях, в горах, иногда - вблизи населенных пунктов. Питается в основном мелкими грызунами и птицей. Довольно крупная с узким, длинным телом и высокими ногами. Масть преимущественно бурая с темными поперечными полосами. Хвост тонкий, заостренный. По внешнему виду похожа на домашнюю кошку, но сильно исхудавшую. Легко приручается (даже взрослая). В странах Западной Европы и Малой Азии распространена «дикая лесная», или «европейская кошка». Она также обитает на территории Молдавии, Кавказа, юге Украины. Живет обычно в лесах, зарослях кустарника и тростниках вдали от населенных пунктов, но может иногда поселяться на чердаках домов. Питается мелкими грызунами и птицей. Охотится ночами. Масть серая разной интенсивности с желтизной и темными пятнами или поперечными темными полосами на туловище. По виду трудно отличить от серой домашней кошки. Она выглядит более крупной (в основном из-за длинного и пышного меха), с толстым обрубленным на конце хвостом. В отличие от дикой африканской кошки приручению практически не поддается, даже тогда, когда для этой цели берут котят. Численность дикой лесной кошки уменьшается из-за вырубки лесов и гибридизации с домашней кошкой, особенно одичавшей. Поэтому популяций «чистой» дикой лесной кошки, очевидно, уже нет.

На территории пустынь, степей и лесов стран юга Азии встречается «бенгальская дикая голубоглазая кошка». Имеет несколько вытянутое, коренастое тело, относительно длинные ноги, небольшую голову и тонкий хвост. Шерсть длинная, окраска пестрая, пятнистая. Из сохранившихся диких кошек можно назвать еще «барханную», «рыбью», «черноногую», «длиннохвостую», а также «камышового» и «дальневосточного» кота и других, изредка встречающихся на территории нашей страны. Полагают, что некоторые разновидности диких азиатских кошек (бенгальская) и европейская лесная также сыграли определенную роль в становлении домашней кошки.

Несмотря на многовековую историю взаимоотношений кошки с человеком, изменилась она, в отличие от других животных, мало. По внешнему виду домашняя кошка удивительно похожа на своих древних предков. Можно заметить лишь некоторые изменения в строении уха, более выраженную выпуклость височных костей, укорачивание морды и вариации в окраске. С другой стороны, она сохранила свой гордый характер и независимый образ жизни. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что современную домашнюю кошку, за исключением некоторых декоративных пород, нельзя считать в полном смысле домашней, поскольку она почти целиком сохраняет в неизменном виде привычки и поведение диких сородичей, лишь приспособив их к новым условиям жизни в доме. Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой. Но при невозможности возвратиться в прежнее жилище она быстро приспосабливается к новым условиям и даже способна вести дикий образ

      Легенды и мифы

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится ко II тысячелетию до н. э.

Из Библии известно, что Древний Египет был аграрной страной, производил много зерна, запасы которого хранились в складах. Естественно, там скапливалось много крыс и мышей, наносивших большой урон хлебным запасам. Египтяне видели, что из всех диких зверей кошки наиболее опасны для грызунов и, возможно, по этой причине открыли перед ними двери своих жилищ.

Впрочем, они использовали кошку не только для ловли крыс и мышей, но дрессировали ее для охоты на пернатую дичь. На рисунке одного из египетских захоронений изображен охотник с кошкой, а также момент ее нападения на птицу. Охотничьи инстинкты этого зверька сохранились и до настоящего времени. Она ими пользуется при ловле мышей, иногда - при охоте на мелкую дичь, кротов и даже - зайцев.

В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.

В мифологической традиции кошка выступает как воплощение божественных персонажей.

Египетская богиня Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. В городе Бубастисе - центре культа Баст - обнаружено целое кладбище кошек. По законам этого города случайное нанесение ущерба кошкам и особенно их убийство каралось смертью.

Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. В Европе она стала известна около 2 тыс. лет назад. Первое сообщение о появлении кошек в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э.

В Древнем Риме кошка - этот гордый и свободолюбивый зверек - служила символом свободы и независимости, была непременным атрибутом богини свободы Либертас и изображалась рядом с ней. Во Франции кошки считались колдовскими животными. Особыми чудодейственными свойствами наделялись белые и черные кошки. В средних веках инквизиция объявила кошек орудием дьявола. Их сжигали и топили вместе с «колдунами». Вообще с кошками связано много суеверий, и в большинстве своем они скорее наивны, чем абсурдны.

В фольклорных традициях, например, в литовских текстах противник сказочного героя Перекунаса - черт превращается в черного кота, иногда с красными глазами.

В латышской традиции черт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в черного кота, прячущегося возле человека.

В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.

В других восточнославянских сказках в кота превращается само чудовище. Например, в сказке о Воле-Воловиче, где герой встречается с «Котищем, вытаращи глазища», грязящим его съесть.

В различных поэтических традициях распространены образы ученого кота, чудовищного Кота-баюна, «сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки», и кошки как награды герою за службу.

У североамериканских индейцев существует поверье об особом кошачьем дьяволе.

У японцев кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой, ему приписывались даже черты вампиризма.

Китайцы же, наоборот, верили в способность котов рассеивать злых духов.

В европейском средневековом искусстве была распространена сатирическая сцена «Битва мышей и кошек».

У русских старообрядцев в начале XVIII века кот выступал как сатирическое изображение Петра I.

До сих пор во многих странах остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.

О старинных преданиях, поверьях и суевериях, связанных с кошками, написано очень много.

Например, фольклор, бытующий в горах Озарка (США). Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией, разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке - она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y» (начальная буква слова «yes», то есть «да» по-английски), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no» - «нет»), то поклонник получает отказ.

Из Таиланда пришло к нам другое суеверие по поводу кошек. Оно говорит, что для того, чтобы брак был счастливым и плодовитым, новобрачные должны запустить в спальню в первую брачную ночь кота - желательно большого, матерого, с длинными усами.

Согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев.

Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы.

Таинственная, смыленная, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.

Американская народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры

Кошачьи приметы

Для предсказания будущего и определения воли богов люди с самых древних времен использовали животных. Поэтому в Древнем Египте и Месопотамии к животным относились с особым почтением, ибо верили, что во время произнесения молитв дух вселяется в посвященных ему животных. При этом животные могут служить оракулом, давая своими движениями утвердительные или отрицательные ответы.

Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, способным предугадывать будущее. За поведением кошки внимательно наблюдали и по определенным приматам судили о предстоящих событиях.

Согласно народным поверьям, кошка чувствует всевозможные перемены - как к хорошему, так и к худому. Говорят, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду, приход гостей, надвигающуюся болезнь или несчастье. Наверно недаром кошек всегда связывали со сверхъестественным, а кошачьи глаза называли «окнами в иной мир». У русского народа с этим любимым зверем связано очень много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

К перемене погоды

* Кошка крепко спит или брюхом кверху - к теплу и жаре.

* Спит мордочкой под брюхо - к непогоде или холоду.

* Свертывается клубком - к морозу.

* В печурку садится - к стуже на дворе.

* Распускает хвост - к метели. Лижет хвост - к метели.

* Лижет хвост, прячет голову - к ненастью и дождю.

* Лижет лапу, моется - к ведру (солнцу).

* Лижет лапу и приглаживает шерсть на голове - будет хорошая погода.

* Вылизывает шкуру - к ненастью.

* Заднюю лапу поднимает - к ведру.

* Чешет за ухом - к дождю или снегу.

* Скребет лапами стену - к ветру непогожему.

* Пол скребет - к замети, вьюге, ветру.

* Точит когти о ножку стола - погода переменится.

* Чихает кот - к дождю.

Многие старые моряки до сих пор верят, что кошки на корабле приносят удачу и способны предвещать шторм и предсказывать погоду.

Так английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды на море:

* Если на борту корабля мяукает кот, это предвещает трудное путешествие.

* Если кот играет на борту корабля, это предвещает ветер в спину и дождь в лицо.

* Если кот сидит спиной к огню, значит скоро будет шторм.

* Если кот моет мордочку над ушами, скоро начнутся обильные дожди.

Рыбалка

* Кошек берут на рыбную ловлю, чтобы они обеспечивали безопасность и хороший улов.

* Рыбаки особенно предпочитают трехцветок, потому что они способны предчувствовать приближение бури.

* Выходя в море на рыбалку увидеть утонувшую кошку - дурной знак: рыбаку лучше вернуться домой, так считают английские моряки.

Облить кота водой

* Существует поверье, широко распространенное в Англии: если мальчик обольет кота водой, он не доживет до зрелых лет.

В дороге

* Если кошка любого цвета проскочит перед человеком, находящемся в дороге, это очень плохая примета, особенно, если пробежала она справа налево.

В прежние времена, ездя на лошадях, кошку с собой не брали, потому, как считали, что «лошадь от кошки сохнет».

* В Англии до сих пор считается, что «услышать кошачьи вопли, отправляясь в путь - не к добру».

К гостям

* Кошка моется - гостей намывает (зазывает).

* Если у нее в это время лапы холодные - гость либо нежданный, либо недобрый; если теплые - придут друзья или сородичи.

* Когда кошка намывается, ей при этом обычно говорят: «За ухом черно, за ухом черно». Согласно поверью, кошка услышит и будет мыть за ухом.

* «Намыла» или не «намыла» кошка гостей, по этому поводу говорят: «Не успела кошка намыться, а гости наехали» или «Кошка пустомойка: долго мылась, а гостей не замыла».

Это поверье является общим для многих стран Востока, включая Китай и Японию. Там кошка, которая чешет лапой ухо, также обещает скорое прибытие высоких гостей.

Чтобы гости в дом ходили

* Существует поверье: если в гости пришел человек, который очень приятен и вы хотите, чтобы он часто посещал ваш дом, возьмите клок пуха с хвоста своего кота или кошки и незаметно положите его на плечо гостю, когда тот будет уходить, тогда он непременно вернется в ваш дом, и не раз

К обнове, выгоде

* Если кошка на человека тянется - обнову или выгоду сулит.

* В Японии торговцы считают так: если кошка проведет левой лапой по уху, то в лавку обязательно придут посетители или совершится выгодная сделка

Новый гребень

* Новым гребнем сначала нужно расчесать кошку, тогда зубья долго не будут ломаться.

К бедности

* В Китае кошку считают хранительницей достатка, однако, «если в семье появляется чужая кошка, то это считается предзнаменованием надвигающейся бедности».

Когда кот чихает

* Когда кот чихает, ему надо говорить: «Будь здоров! Здравствуй!», тогда зубы болеть не будут.

* В Англии считается, что «кот чихает - к дождю, а если чихнет три раза, то в доме кто-нибудь простудится».

* Моряки утверждают, что будто бы «чихающая или задирающая задние лапы выше головы во время чистки и вылизывания своего хвоста кошка вызывает дождь».

* По английскому поверью, «если кот чихнет утром рядом с невестой накануне свадьбы, замужество ее будет удачным».

Целовать кота

* Кошку можно целовать в шерсть, а не в морду.

Майские коты

* В Англии говорят, что майские коты не ловят ни крыс, ни мышей, а приносят в дом змей и светлячков.

Майские коты вообще никогда не пользовались симпатией у англичан, потому как считалось, что «они приносят несчастье и высасывают дыхание у детей».

О котятах

* Нельзя называть, лаская, котят мышатами: их мать загрызет.

* Нередко детям запрещали играть с котятами, так как считалось, что «они могут отнять память у детей и сделать их лицемерными».

О живучести кошки

* В народе говорят, что кошка настолько живуча, что ее только и может девятая смерть уморить.

Коту умереть

* По английскому поверью, «позволить коту умереть в доме - накликать беду».

К болезни и смерти

Людьми издавна замечено, что кошка способна чувствовать приближение болезни и смерти, живущих в доме. Об этом свидетельствует необычное и несколько удивительное поведение кошки:

* Если кошка начинает нюхать выдыхаемый человеком воздух возле самого носа - это означает начало болезни.

* Если больной хочет знать, выживет он или умрет, то ему надо взять к себе в постель кошку: если кошка лежит, он поправится, если нет - умрет.

* Когда кошка лежит возле больного, она забирает с него болезнь.

* Если кошка часто и подолгу спит в изголовье чьей-то постели, то она непременно «вылежит» владельца этой постели и он умрет.

* Если кошка лежит на столе, то это не к добру - она кого-нибудь «вылеживает» из семьи, то есть кто-то из семьи умрет.

* Если кошка непрерывно мяукает, огонь трещит, искры летят - падет человек.

Отвести смерть

* Существует очень распространенное поверье, что «жертвой новой смерти станет тот из живых, кто первый после случившейся в доме смерти посмотрится в зеркало». Для предотвращения этого к зеркалу следует сначала поднести кошку.

* В Англии «очень дурной приметой считается, если кот перепрыгнет через гроб». Несчастья можно избежать, только убив этого кота.

К чему снятся кошки

Еще древние египтяне использовали сны для истолкования воли богов и предсказания будущего. Для этого существовали особые книги. Вот пример из древнего текста о кошке: «Если человек во сне увидит большую кошку, то это означает, что будет большой урожай».

Многочисленные «Сонники», дошедшие до наших дней, толкуют кошку большей частью, как предвестника неприятностей, предательства и лжи:

* Приснившийся кот означает лажных друзей или измену со стороны родных, а также неудачу, если только не смогли прогнать кота.

* Видеть озлобленную и опекающуюся на человека кошку - быть обкраденным хитрым вором (враги постараются очернить репутацию и лишить имущества).

* Прогнать кидающуюся кошку - ждет взлет в судьбе.

* Бороться с кошкой и получить ранение от когтей - можно ожидать страдания от болезни.

* Кошка в гневе - готовьтесь к семейной ссоре.

* Кошка поцарапала - враги лишат вас части прибыли от сделки.

* Бить кота - попасть в заключение.

* Убить кота - смертная казнь или смертельная опасность.

* Если кто во сне побил или убил кошку - задержит грабителя.

* Дерутся разъяренные коты - нужно ожидать крупной ссоры.

* Сидящую или лежащую видеть - незавершенный успех в предприятии.

* Тощая, жалкая и грязная кошка - к дурным вестям: кто-то из друзей или близких очень болен. Но если удастся прогнать кошку, то друг выздоровеет.

* Слышать визг и мяуканье кошек - ложный друг стремится причинить вам зло.

* Женщине держать на руках кошку или котенка - быть ей вовлеченной в какие-то неблаговидные дела.

* Торговцу видеть кошку - конкуренты постараются разрушить его начинания.

* Появление во сне красивой белой кошки обещает богатство.

* Кошка и змея, дружелюбно настроенные друг к другу, означают начало ожесточенной борьбы.

* Котята - к мелким неприятностям и раздражению.

* Грязные, тощие или пестрые котята для женщины означают, что она ослепленная блестящей мишурой, станет жертвой чьего-то неблаговидного поступка.

* Змея, убивающая котят, - враги, желающие навредить вам, навредят в итоге себе.

0

3

Собака

На протяжении многих столетий происхождение собаки не только связывали с высшими силами, но и обожествляли само животное. Почему это происходило, сказать трудно. Вероятнее всего потому, что собаки были одним из главных предметов внимания человека. Ведь сначала он изучал то, что видел рядом с собой, а уж потом самого себя. И, отталкиваясь от своих, в то время еще скромных познаний, он наделял животных разумом, подобным своему - человеческому. Это представление мало-помалу менялось благодаря более пристальным наблюдениям за животными, когда люди, хотя и с трудом, но составили представление об их инстинкте. Всегда одинаковый, идущий к цели с неизменной верностью, инстинкт в понимании наших предков мог быть уподоблен только божественной силе, которая находилась в животном. Животные считались как бы рабами богов. И это понятие окончательно утвердилось, когда различные их виды были «распределены» между разными богами.

Храм Юпитера в Риме сторожили собаки. Римляне приносили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми, или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Кур-ций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса. А может быть, это было связано с ритуалом гадания по внутренностям жертвенных животных?..

Но особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.

Использование собак в военных целях практиковалось во многих странах. Например, древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры применял в сражениях своры мощных мастифов. В IX веке до нашей эры халдеи при вторжении в Южную Месопотамию обучали своих собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами.

Когда-то и крепость Гагра имела ночной патруль из двухсот собак, состоящих на казенном довольствии По вечерам их выпускали из крепости, они рыскали вокруг стен и в случае опасности поднимали лай, служивший сигналом для гарнизона.

Почитание собаки греками распространилось и на небесные сферы. Восход самой яркой звезды в созвездии Большого Пса - Сириуса - у афинян знаменовал начало нового года.

Собаки составляли стражу многих греческих храмов. Они пропускали только греков и ожесточались при виде чужестранцев.

По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. Пятьдесят собак охраняли цитадель. В одну из ночей, когда внутренний гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами, верными своему дому. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за свою храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник.

Римляне также почитали своих собак. Их изображения выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах. Собака вообще пользовалась особой любовью у египтян. Геродот рассказывал, что когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Эти кладбища существовали чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека...

На культурное развитие Греции во многом повлиял Египет. Греки почерпнули у египтян в числе прочего понятие о подземном царстве и жизни после смерти. Так, Пифагор, вернувшись на родину из Египта, рекомендовал держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелились змеи, сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли возвратиться в общество живых.

Там же, в царстве Аида, на берегах священной реки Стикса водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты (древние приписывали ей то собачий лай, то собачью голову, то наружность собаки), которая блуждала безлунными ночами по дорогам и возле могил. Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Она считалась помощницей в колдовстве. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак.

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил страшного сторожа Цербера своим пением. В другом - пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Вероятно, ничто мирское грозному стражу не было чуждо, и обыкновенная подачка сокрушала все его жесткие принципы.

Если же учесть, что двухголовый пес по кличке Орфо пас коров чудовищного великана Гериона, то можно с уверенностью сказать: «деятельность» собак в мифах Древней Греции была самая разнообразная.

В повседневной жизни греков собака занимала довольно почетное место. Вместе с человеком она принимала участие в охоте, которая была очень популярна. Держали собак в домах и как развлечение, и как охрану. Любовь Сократа к своей собаке была так велика, что он имел привычку клясться ее именем. Обратил внимание на собаку и Диоген - древнегреческий философ, киник. Он, как известно, жил в бочке, выражая этим свое пренебрежение к культуре и стремление к «естественному» состоянию. Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку.

В существование бога в образе собаки некогда верили и различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем богоугоднее дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в ых понимании означал его явное недовольство. По сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.

Культ собаки был свойствен Древней Месопотамии, куда этих животных в незапамятные времена завезли с Тибетского плоскогорья. В клинописных документах, датируемых приблизительно четвертым тысячелетием до нашей эры, упоминается пес с четырьмя желтыми глазами. Ему была поручена охрана моста, через который надлежало проследовать в потусторонний мир душе покойника.

В некоторых странах собаке «поручались» не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного.

По поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподней и спутник загробного существования душ.

В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала (иногда просто в виде шакала или собаки). Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.

Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал.

Центром культа Анубиса считался Кинополь - «город собаки». И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.

Дополнительно можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса.

Почему же образ собаки связывался с таким сложным и ответственным моментом в жизни человека, как переход в неведомый живым потусторонний мир? Почему именно собака должна решать судьбу души человека там, в другом мире? Может быть потому, что в таком важном деле нужна честность и неподкупность, да и любовь к человеку нужна особая... А ведь именно эти качества так характерны для собаки. Или, может быть, ее избрали для этой процедуры по каким-то другим причинам, ведомым только древним?

Легенды о происхождении собак

Каждый из нас встречался с собакой. Многие знают о ее происхождении из энциклопедий, а также научной и популярной литературы. А нашим предкам энциклопедией служили предания и легенды, объясняющие различные явления в природе и животном мире.

В Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1872 году, говорится: «Однажды человек шел на охоту и, повстречав двух зверьков, начал их спрашивать: откуда они? Те отвечали:

- Мы прежде жили в воде, а теперь будем жить на земле.

- Как вы называетесь?

- Собаки.

- Чем я могу удостовериться? Собаки вынули свои документы и показали ему. Действительно, собаки. Тогда он сказал им:

- Смотрите, вам дозволено жить на земле всего только один год, а по истечении этого времени вам опять нужно идти жить в воду.

Через год встретился он опять с теми же зверьками и стал бранить их, зачем они живут на земле, когда срок прошел?

- Без документов нам нельзя идти в воду.

- Где же ваши документы?

- Мы отдали коту.

- Пойдите же и возьмите их у кота.

Собаки пошли к коту и потребовали у него свои документы, но документов у кота уже не было: они были украдены у кота мышами, которые съели собачьи документы. Таким образом, собаки должны были остаться на земле и по настоящее время. Оттого теперь человек преследует собаку, собака кошку, а кошка мышей, и они всегда будут между собой непримиримыми врагами».

На Украине одно из преданий гласит, что собака — оборотень мальчика. Рассказывают, когда Спаситель ходил по земле, то в одной деревне какой-то мальчик особенно преследовал его, бегал за ним и лаял. Спаситель проклял его и обратил в собаку.

В белорусских сказаниях возникновение собаки связано с тем, что «некогда человек был стражем рая, когда же он раз что-то украл, да вдобавок солгал, запираясь, Бог превратил его в собаку, которая теперь двор стережет и брешет». В Болгарии считали, что «собака возникла из трупа братоубийцы Каина, убитого случайно слепым охотником».

Во многих преданиях говорится о том, что собака произошла от человека, превращенного Всевышним за прегрешения.

Но существует и прямо противоположное мнение. Некоторые племена индейцев Аляски, например, местных лаек считали своими прародителями. Думается, что в связи с этим к четвероногим «сородичам» они относились весьма учтиво.

В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки: «Однажды царь Соломон, согласно повелению, полученному от Бога, приказал всем животным явиться на общий конгресс, на этом конгрессе каждое из них должно было высказать свои нужды и желания и взамен того выслушать как внутреннюю организацию каждого, так равно и его отношение к другим созданиям Творца.

По зову царя собрались на съезд все животные за исключением только ежа. Разгневанный таким неповиновением пророк обратился к предстоящим членам конгресса с вопросом - не вызовется ли кто из них отправиться на поиски ослушника. Из среды множества животных выступили всего два охотника: лошадь и собака. В глазах их светилось желание и готовность исполнить волю царя. Лошадь сказала: «Я найду непокорного, я выгоню его из логова, но я не в состоянии буду взять его, для этого слишком велик мой рост, и к тому же ноздри мои не защищены от уколов ежовых игл».

Собака же заявила: «Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком толста, и я не буду в состоянии просунуть ее в логово ежа в случае, если он скроется туда прежде, чем я схвачу его».

Выслушав это, пророк произнес: «Да, вы правы. Но я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы очень плохой наградой за ее усердие и повиновение. Лучше же я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить высказанное ею рвение».

Сказав это, царь взял морду животного обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и заостренной. Тогда все присутствующие увидали, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямое животное. Царь Соломон был очень доволен, ежа строго наказал, а к лошади и собаке выказал особую милость: считая послушание и исполнение велений высшим достоинством всякого создания, пророк, избранник Бога, сказал лошади и собаке: «Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога».

А.Чайковский, записавший эту легенду в XIX веке, рассказал далее о том, что в Турции люди строго придерживались изречения Соломона. «В этом собственно, - отмечает автор, - и следует искать причины особенной любви их к лошадям и борзым собакам; по крайней мере, этим объясняют и извиняют ту терпимость, с которой они относятся к присутствию борзых в своих комнатах, несмотря на то, что борзая принадлежит все-таки же к зоологическому виду собак, а всякая собака вообще считается у них нечистой, борзой .в этом отношении делается исключение. Так, например, вычистив скребницей свою лошадь, потрепав и погладив ее, мусульманин может идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает, так как он не утрачивает при этом своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами, считающимися нечистыми по правилам магометанской религии. То же самое и относительно борзой собаки: лаская и гладя ее, правоверный не теряет чистоты своей и после этого может прямо сесть на маленький коврик, на котором мусульманин читает свои молитвы.

Остальные животные не имеют таких привилегий, например, буйвол и вол пользуются большим почетом в качестве помощников при обработке земли, производящей хлеб, баран - в качестве жертвенного животного, кошка - в качестве животного, полезного в домашнем хозяйстве, но несмотря на это все они нечисты. Так, если кошка потрется о платье мусульманина, он должен непременно сменить его или вычистить прежде, чем идти в мечеть, причем уже необходимо полное омовение.

Борзые служат предметом нежных забот и ласк для мусульманских женщин. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето - легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью.

Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо. Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость. У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».

Доброе отношение человека к своему четвероногому товарищу имеет очень глубокие корни на Востоке. «Умом собаки держится мир», - так говорится в «Авесте» - древнейшем религиозном и культурном памятнике Востока, представляющем собой собрание песен, легенд и священных книг.

В «Авесте» много и подробно говорится о собаках и даже даются наставления, как нужно обращаться с ними: как их кормить и содержать; устанавливаются довольно суровые наказания за плохое отношение к этому животному. Там же говорится, что тому, кто бьет собаку, предстоит тяжелая жизнь, полная всяческих неприятностей: «Собака сторож и друг, данный тебе... она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».

Предписывая заботиться о собаках, «Авеста» дает, в частности, такие наставления: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня.

Упоминается в «Авесте» о назначении собак: они поделены на сторожевых, охраняющих дом, и бродячих. О последних пишут, что они подобны странствующим святым.

Различают собак и по характерам. Среди них называют жрецов, воинов, земледельцев, странствующих певцов, воров, диких зверей, куртизанок и детей.

Предания и суеверия

Собака - вернейший и надежнейший друг человека - в суевериях предстает перед нами в совершенно неожиданном свете. Она и житель потустороннего мира, и вестник смерти, несчастий, и демон моровой заразы. По словам Филострата во время чумы в Эфезе Аполлоний Пианейский приказал толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую несчастного, под ней оказался труп собаки. Эпидемия же после этого прекратилась.

Зловещее значение собак признавалось многими народами. Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх: это считалось предвестием смерти или несчастья. Плохой приметой считалась также встреча с собакой на дороге, особенно ночью. Боязнь вполне понятна, если вспомнить, что в некоторых странах говорили, будто перед смертью человека таинственный черный пес трижды обегает вокруг дома или ложится у его ворот.

По народным поверьям собаки черной масти состоят в особо тесной связи с миром мертвых. Говорили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку. Эти же свойства приписывали и собаке -«четырехглазке», имеющей светлые пятна над глазами, и собаке -«ярчуку» - собаке-первышу (собаке первого помета). Якобы от ее взора не может скрыться ни одно привидение. Но вырастить ее очень трудно, так как колдуны всячески стараются ее извести.

О вещем характере собаки красноречиво говорит поверье, приписывающее ей способность видеть не только духов, демонов, но и вообще многое такое, что скрыто от глаз простого смертного. Вещие способности собак, по мнению древних, могли переноситься с них на человека. Для этого всего-навсего нужно было съесть язык этого животного...

Плутарх писал, что собака причастна к отвращающей и очистительной обрядности. Для очищения человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Иногда вокруг тела очищаемого обводили щенка.

И народная медицина, и сельскохозяйственный ритуал также свидетельствовали о глубокой вере в отвращающую силу собаки. Плиний (со ссылкой на магов) говорил, что желчь черного кобеля защищает дом, окуренный и очищенный от всяких чар. С той же целью окропляют стены кровью собаки и зарывают ее под порогом. По словам того же писателя коготь собаки входил в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся «...помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных», при переломах рекомендовалось «...мозг дружелюбной собаки тогда приложить к переломам».

По свидетельству древних авторов, писавших об агрономии, помет собаки, смешанный с гнилым сыром, предохраняет семена и растения от скота, а лай собаки, как и крик петуха, обращает в бегство духов и привидения.

Древние представления о собаке как душе человека, блуждающей по земле, очень устойчивы. Жители Сиама верили в особых демонических людей, у которых в глазах отсутствовал зрачок (радужная оболочка была настолько темна, что сливалась со зрачком). Они считали, что ночью, когда те спят, их души будто бы превращаются в собак или диких кошек, рыщут по свету и лишь на заре возвращаются назад. Подобное говорят и о ведьмах. В то время, как тело ведьмы погружено в сон, ее душа в виде черной собаки, кошки или летучей мыши странствует по свету. У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. И довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке — знахарке.

С другой стороны, немало народных сказаний говорят о появлении душ покойников в образе собак. Вот одно из них: «Несколько человек, стоявших на страже у могилы, видели, как ночью выходила из нее страшная черная собака и, совершив все то зло, на какое она способна, скрывалась затем опять в могиле».

А вот другое: «Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец».

Прыжок собаки через тело покойного рассматривался как возвращение души, после чего мертвец якобы не находил более покоя в могиле и возвращался в мир живых упырем.

По немецкому поверью в виде черных собак (обыкновенно с огненными глазами) скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников - развращенных священников и несправедливых судей.

По польскому поверью в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц.

Собаки-души постепенно превращаются в поверьях в собак-демонов, которые в христианском мире отождествляются с чертом. Собаки-души и демоны, бродящие обыкновенно вокруг могил и кладбищ, нередко также переносятся в страну мертвых, в ад. Еще чаще собаки являются проводниками на тот свет или стражами преисподней. Долгое время существовал обычай в Персии показывать собаке тело покойного. Весьма характерно то, что в случае смерти беременной женщины в комнату вводились две собаки.

У некоторых народов стойко держалась вера в возможность перенесения вещего дара и вообще высокой мудрости с собаки на человека. Так, на Гавайских островах уже в нашем столетии жрец-колдун, приглашенный к больному, приносил в жертву собаку и петуха, съедал часть их мяса и ложился спать. После короткого сна он называл имя человека, причинившего болезнь.

У негров Ямайки желавший получить способность видеть духов смазывал себе глаза жидкостью из глаз собаки.

По народным поверьям чудесные свойства в одинаковой мере присущи как живой, так и мертвой собаке. По одному - черный щенок, закопанный в горшке в конюшне, защищает лошадей от порчи. По другому - черный пес и черный кот, живущие во дворе, охраняют его от чар. По немецкому поверью ни воры, ни демоны не могут проникнуть во двор, охраняемый собакой-«четырехглазкой». А по русскому - молния не поражает дом, где живет черная собака.

Отголоски подобных поверий отчасти дошли и до нас, живущих в конце XX века. И по сей день слышишь порой: «Собака воет не к добру». Или что-нибудь в этом роде.

И все же, несмотря на то, что в народных преданиях собака представлялась как нечто устрашающее, демоническое, привязанность человека к ней всегда была очень велика.

Рыцари, отправляясь на войну и возвращаясь с победой, драгоценнейшим украшением своих шлемоь дочитали изображение пса.

В Сен-Дени, где погребались французские короли, почти около всех их захоронений в ногах находится статуя льва, а гробницы королев стоят на двух псах. Надгробие Франца II, герцога Бретанского, хранящееся в Нанте в кафедральном соборе, украшено превосходной статуей борзого пса.

Рыцари ордена иоанитов на острове Родос при охране своих передовых постов применяли собак. Патруль отправлялся в путь только в сопровождении четвероногих «соратников».

Собака в средние века - такой же серьезный боец, как и в древности. Английский король Генрих VIII послал императору «Священной Римской империи» Карлу V вспомогательное войско, состоящее из четырех тысяч человек и стольких же собак. Предание гласит, что император крикнул солдатам: «Я надеюсь, что вы будете такими же храбрецами, как ваши собаки».

Интересный случай описан в журнале «Друг животных» за 1900 год. Оказывается, собаки-волкодавы в свое время избавили Милан от ужасов испанской инквизиции: «29 апреля 1617 года в день святого Петра Великий инквизитор дон Педро д'Артиллас, желая подавить ересь среди итальянских подданных испанского короля Филиппа III, назначил первое аутодафе в Милане, несмотря на явное и упорное сопротивление населения к введению Святой Испанской инквизиции в Ломбардии.

Когда печальная процессия, состоявшая из множества монахов, служителей инквизиции, с дон Педро во главе и пятидесяти жертв, осужденных на сожжение, приблизилась к месту казни на 'площадь Делла Ветера, из-под ворот одного дома внезапно выскочило до тридцати волкодавов, которые с лаем и воем бросились на служителей инквизиции и перегрызли им горла своими огромными клыками.

Столь неожиданное нападение псов на процессию произвело страшную панику среди носителей монашеских сутан, которые, побросав на произвол судьбы своих жертв, обратились в бегство, во время которого граждане убивали их чем попало и где попало. Глава инквизиции погиб, а следствием этого внезапного вмешательства благородных собак в судьбу осужденных на сожжение людей явилось народное восстание, в результате которого губернатором был принят эдикт об отмене инквизиции в пределах Ломбардии.

Собаки же, спасшие столько жизней, принадлежали некоему доктору Маленбрашу - ненавистнику инквизиции. Узнав о готовящемся аутодафе, он придумал выдрессировать своих собак бросаться на монахов как на своих собственных врагов. С этой целью доктор сделал несколько соломенных чучел и, одев их в монашеские сутаны разных цветов и орденов, натравливал на них собак, заставляя последних разрывать чучела на клочья. И желание доктора не осталось тщетным, верные собаки с честью исполнили волю своего хозяина и избавили Милан от инквизиции».

0


Вы здесь » МЕСТО Встречи изменить НЕЛЬЗЯ » Домашние любимцы! » Домашние любимцы!